Философские основы и генезис традиционной авторитарной и гуманистической
педагогики
Сущность традиционной (авторитарной) педагогики и предпосылки ее
возникновения
Практика
авторитарного воспитания и ее теоретическое обобщение в форме педагогической
концепции (авторитарная педагогика) прошли длительный путь развития. Авторитарное
воспитание опирается на идеи авторитаризма, антидемократической концепции и
практики властвования.
В условиях
авторитаризма игнорируются права и свободы личности, ее индивидуальность.
Считается, что в интересах общества люди должны беспрекословно выполнять предписанные
свыше требования. При этом не учитывается, что бесконтрольность власти
провоцирует своеволие в наиболее худших его проявлениях. Организация общественной
жизни на принципах авторитаризма рано или поздно вызывает сопротивление
личности, кризис развития того социального института, в котором он применялся,
либо приводит к неограниченной эскалации насилия.
Авторитарное
воспитание как педагогическая концепция, таким образом, утверждает идею
подчинения воспитанника воле педагога, а как реальный процесс — осуществляет такую
систему воздействий на ребенка и взаимоотношений с ним, при которой он полностью
подчиняется воле и авторитету воспитателя. Подчинение носит в этих условиях не
осознанный, а, как правило, бессознательно-подражательный характер, что ведет
к слепому подчинению старшему.
Исследованием
сущности авторитарной педагогики, ее истоков и направлений занимались многие
российские педагоги XIX и XX вв. — М.И. Демков, П.П. Блонский, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов,
Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, К.Н.
Вентцель. При этом использовались для обозначения этого явления различные
термины: педагогика послушания (Демков, Вентцель), авторитарная педагогика,
педагогика приказания, педагогика внушения, аскетическая педагогика
(Блонский), понукательная педагогика
(Писарев), казенная, официальная педагогика (Вахтеров), традиционная, рабская
педагогика (Вентцель). Но, пожалуй, наиболее полно сущность авторитарной
педагогики была изложена М. И. Демковым (1859-1939). Он еще не пользовался
термином «авторитарная педагогика», а использовал выражение «теория послушания».
Демков
справедливо утверждал, что самой ранней и самой живучей педагогической теорией,
несомненно, была теория послушания. Она пережила века, неоднократно возрождалась
с новой силой и всегда имела много гласных и негласных защитников. Она, можно
сказать, стара как мир. Отличаясь простотой, теория послушания доступна была пониманию
громадного большинства, была последовательна и логична и не требовала для
усвоения никакой научной подготовки. При ее применении она давала скорые очевидные
результаты, убеждавшие людей, что теория послушания есть лучшая и истинная.
Данная теория основывалась на том, что не многим людям дана мудрость, что
только эти одаренные мудростью люди могут руководить толпой и что громадное
большинство должно только беспрекословно слушаться, — только при этом условии
большинство может воспринимать мудрость; вне послушания для него нет спасения.
Общие тенденции развития концепции авторитарного воспитания
Практическая
реализация концепции авторитарного воспитания имела место в различных
образовательных системах. Несмотря на специфику ее проявления, которая связана
с конкретными условиями (страна, исторический период, экономические и
политические условия и т. д.), можно выделить общие тенденции, характерные для
ее реализации в ряде стран.
Рыцарское
воспитание. Благородный юноша, прежде чем достигнуть почетного звания рыцаря,
должен подвергнуться продолжительному искусу: он должен был довольно долгое
время оставаться в качестве оруженосца. В большинстве случаев отец посылал
сына своего к какому-нибудь знатному сеньору, который принимал к себе молодого
человека в качестве оруженосца, поручая ему нередко, по нашим понятиям, довольно
унизительные занятия; так, оруженосец должен был давать своему господину
одеваться и раздеваться, он подавал блюда, служил за столом, учился ходить за
лошадьми. По теории послушания выходило, что только при этом условии молодой человек
может достигнуть рыцарского звания; находясь в услужении у знатного господина,
повинуясь ему беспрекословно, он усваивал постепенно весь кодекс рыцарской
морали и при этом условии мог с честью носить звание рыцаря.
Наиболее
типичной системой авторитарного воспитания, сохранившей свои довольно прочные
основы и сегодня во многих странах мира (Испании, Португалии, США, странах Латинской
Америки и др.), является система иезуитского воспитания.
Философские и
педагогические взгляды иезуитов были основаны на религиозной догматике
католической церкви, для упрочения господства которой был создан в 1534 году
боевой Орден иезуитов.
Признав
основным принципом своей воспитательной деятельности — безусловное повиновение
старшим, иезуиты главной своей задачей считали овладение воспитанием и образованием
молодежи во всех учебных заведениях.
Поступающий в
послушники должен был раз и навсегда отречься от своей воли, от своей семьи,
родных, от всего, что вообще дорого свободному человеку, он должен был сделаться
послушным орудием своих начальников, рабом ордена. Иезуиты были убеждены, что
только их школы спасают от погибели. Наилучшим средством спасения они считали
приучение юношества к безусловному послушанию, первый пример которого должен
показывать сам учитель, оказывая повиновение даже самым несправедливым
требованиям своего начальника.
В XVII—XVIII
вв. иезуиты пользовались репутацией блестящих педагогов, так как иезуитское
воспитание аккумулировало многие достижения гуманистической и протестантской
педагогики (классно-урочная система обучения, использование упражнений и
регулярных повторений, постепенный переход от легкого к трудному и т. п.). Воспитание
иезуитов было направлено прежде всего на развитие индивидуальных способностей,
честолюбия, духа соревнования. Этой цели служило групповое и индивидуальное
соперничество: регулярное выделение лучших и отстающих; ежемесячные конкурсы
сочинений и т. п.
В учебных
заведениях ордена (коллегиях) заботились о хорошем питании, регулярном отдыхе и
физическом развитии воспитанников. Коллегии располагались в удобных светлых
просторных зданиях. Занятия продолжались не более пяти часов в сутки. Ученики
совершали поездки, прогулки, экскурсии. Важное место отводилось советскому
воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу и
поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника, быть
галантным в любых обстоятельствах.
Однако главным
направлением в деятельности иезуитских педагогов оставалось религиозное
воспитание детей.
Всесторонняя
регламентация процесса сопровождалась внедрением взаимного надзора внутри
класса и школы. В классе выделялись ученики, надзиравшие за поведением
остальных (преторы или цензоры). Каждый ученик обязан был доносить о проступках
товарища, на специальных собраниях устраивался совместный взаимный разбор поведения
и т. д. Наиболее серьезные проступки влекли за собой телесные наказания, для
осуществления которых в коллегиях нанимали светского человека (корректора).
Таким образом,
все воспитание иезуитов основано на слепом повиновении, на взаимном недоверии,
подслушивании, подсматривании, на искательстве и прислужничестве младших
перед старшими. Как справедливо отмечал Демков, никогда еще христианская
религия, взывающая к лучшим сторонам человеческой природы, призывающая ко всему
высокому и святому, проповедующая вечные начала истины, духовной свободы и
любви, не была так попираема и злоупотребляем, становясь орудием только для исключительно
земных, эгоистических, низко материальных целей.
Иезуиты-воспитанники,
как правило, оставались на всю жизнь убежденными католиками, преданными своему
ордену и благодарными наставникам.
Традиции
иезуитских коллегий сыграли существенную роль в развитии педагогики и школьного
дела в новое время. Иезуитскую педагогику высоко оценивал Ф. Бэкон, она оказала
заметное влияние на педагогическую систему Я. А. Коменского, но встретила
резкую критику со стороны просветителей. Созданная как цельная система в XVI
веке в ордене иезуитов, концепция авторитарного воспитания в своей сущности (подавление
воли детей, полное подчинение их власти педагога) нашла отражение в последующие
века и в других теориях. Так, в истории педагогики известна теория воспитания Иоганна
Фридриха Гербарта (1776—1841), немецкого философа, психолога и педагога. Гербартарианство
как система педагогических взглядов приобрело широкую популярность уже
после смерти его создателя. На создание педагогической теории И. Ф. Гербарта
оказали влияние также идеи И. Канта, но не прогрессивные его идеи, а напротив,
самые консервативные, усиленные Гербартом в целом ряде случаев.
Теория
воспитания построена И. Ф. Гербартом на пяти нравственных идеях: идея внутренней
свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу
и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»; идея благорасположения, заключающаяся
в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая
в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая
руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу,
или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек,
осознавший эти идеи, являющиеся неизменной основой всеобщей морали, не будет
вступать в конфликт с окружающим миром. Важную роль в нравственном воспитании
он отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от
«высших сил». Руководство воспитанием И. Ф. Гербарт заменил управлением,
которое понимал как внешнее дисциплинирование, как деятельность,
предшествующую воспитанию и имеющую своей целью подавить «дикую резвость»
ребенка.
Этой цели были
подчинены средства управления, среди которых на первое место он выдвигал
угрозу. Но угроза не всегда помогает, тогда на помощь приходят надзор, приказания
и запрещения, наказания, в том числе и телесные. И. Ф. Гербарт в деталях
разработал широко разветвленную систему наказаний, которая пользовалась позднее
широкой популярностью в учебных заведениях многих стран, в том числе и в гимназиях царской России. Лишение
свободы — «помещение в карцер», лишение пищи — «оставление без обеда», штрафной
журнал — «кондуит», «стояние в углу» и т. д. — далеко не полный перечень
наказаний, рекомендуемых И. Ф. Гербартом. Характерно при этом, что авторитет и
любовь он считал вспомогательными средствами управления, полагая, что они,
собственно, выходят за пределы управления.
Система
управления, имеющая целью отвлечь детей от всяких шалостей, от беспорядка и
нарушений дисциплины, приводит к реализации известной гербартовской формулы:
«Надо выломать душу ребенка, как гимнастика выламывает тело». Эта система целиком
построена на насилии, муштре и дрессировке.
Идеи И. Ф.
Гербарта были очень популярны, почитались представителями официальной педагогики
в царской России и широко внедрялись в опыт дореволюционной школы (60-е годы XIX
столетия). Основной закон воспитания, реализуемый в учебных заведениях России
того времени, кратко, но ясно сформулировал классный надзиратель Гатчинского сиротского
института Миллер-Красовский в своей книге «Основные законы воспитания»: «Не
рассуждай, а исполняй!» Безусловное повиновение, слепое подчинение, по его мнению,
— не только главное и единственное условие, но и основа и цель воспитания.
В истории
педагогики выделяется особо теория воспитания как внушения (Гюйо, Берильон).
Это одна из разновидностей авторитарной педагогики. По мнению П. П. Блонского,
крайней формой педагогического воздействия является воздействие в форме внушения,
вплоть до гипнотического.
По мнению П.
П. Блонского, крайней формой воспитания посредством внушения является гипнотическое
воспитание, практикуемое в чистом виде в клинической обстановке. Под ним
понимают все увеличивающуюся, при повторении сеансов гипноза, податливость гипнотизируемого
внушению. Загипнотизированный в первый раз еще сравнительно самостоятелен, Он
может сопротивляться тем приказаниям, которые не соответствуют его мягкости.
Однако, отмечал Блонский, повторные сеансы уничтожают такое сопротивление,
причем само гипнотическое состояние наступает очень быстро, почти без всяких
искусственных приемов, и бывает очень глубоким. Гипнотизер окончательно
порабощает гипнотизируемого и уничтожает даже самое упорное сопротивление со
стороны последнего. Гипнотическое воспитание оказывается всемогущим.
Но Блонский
разделял точку зрения выдающегося французского психопатолога Дежерина, который
представил великолепную критику такого воспитания. «Достаточно посмотреть на
истеричных, подвергшихся когда-либо гипнотическому воспитанию. Это по большей
части несчастные существа, неспособные к самостоятельной жизни. С тех пор как
они послужили предметом опытов, лишь очень небольшое число лиц могло снова
вести нормальную жизнь. Не проходит безнаказанным, если приучают лицо получать
чужие внушения... Конечно, путем убеждения невозможно устранять некоторые
явления с такой быстротой, как посредством гипнотического внушения. Но какое
преимущество будет от внушения, раз почва остается, больше того, эта почва
изложена таким образом, что она представляет много шансов для развития новых
явлений»9.
В XX
веке идеи авторитарного воспитания получили широкое распространение в странах
с фашистскими режимами, культом «вождизма» и «избранности» отдельных рас и народов.
В 30-е годы концепция авторитарного воспитания начинает утверждаться в официальной
педагогике и школьной практике советского периода. Этому способствовали обстановка
культа личности и командно-бюрократическая форма управления государством.
Однако в наиболее уродливой своей форме концепция авторитарного воспитания
нашла свое теоретическое обоснование и практическую реализацию в фашистской
педагогике.
Таким образом,
авторитарная педагогика или в виде целостной доктрины (рыцарское воспитание,
иезуитская педагогика, гербартарианство, теория воспитания как внушения), или
в виде отдельных взглядов служила и продолжает служить теоретической основой
системы авторитарного воспитания и выполняет социальный заказ господствующих
классов, партий, личностей на воспитание подрастающего поколения в духе
безоговорочного подчинения существующему строю.
Авторитарное
воспитание, с его подавлением и насилием воли ребенка, как по своей цели и
содержанию, так и по методам воздействия является ярко выраженным антигуманистическим
направлением в истории образования. Антигуманизм как его характерная черта
приводил и приводит по существу не к формированию полноценной человеческой
личности, а к ее разрушению, к деградации с точки зрения общечеловеческого
идеала или к различным формам протеста личности против авторитаризма в целом.
Основные направления в развитии гуманистической педагогики середины
XIX — начала XX вв. в России
Ключевое
понятие гуманистической философии образования — «гуманизм».
В связи с
понятийной неопределенностью гуманизм в педагогике рассматривается как фактор
воспитания нового человека или его принцип, как средство воспитания гуманных
отношений.
Гуманизм как
система взглядов, как направление общественной мысли оформился в эпоху Возрождения.
Он был провозглашен в противовес феодально-церковной идеологии, которая
утверждала мысль о ничтожности человеческой природы. Гуманизм как идейно-ценностный
комплекс стал включать в себя все высшие ценности, выработанные человечеством
на долгом и противоречивом пути своего развития и получившие название
общечеловеческих: человеколюбие, свобода и справедливость, достоинство
человеческой личности, трудолюбие, равенство и братство, коллективизм и интернационализм
и др.
Глобальность
гуманизма как философской системы воззрений, в том числе и педагогических,
определяется такими его признаками, как автономность, универсальность и
фундаментальность гуманистических идей, отражение в них единства целей и
средств, приоритета идеи свободы.
Основным
началом в философии гуманизма при всех ее изменениях в историческом развитии
была и остается человечность, человеческая личность как уникальная целостность.
Гуманизм как
социально-ценностный комплекс идей требует создания условий (политических, экономических,
психологических, педагогических и др.) для свободного развития сущностных сил
человека и творческой реализации его жизненных устремлений. Следовательно,
гуманизм, являясь лич-ностно-ориентированной системой взглядов, есть своеобразный
идеал мироустройства. Он может выступать в виде широких социальных программ,
направленных на человека, но не воспитываться. Воспитывается гуманность — как
качество личности, как ее гуманистическая направленность. В этой связи
«воспитание гуманности» — выражение, свидетельствующее о развитии комплекса
личностных качеств, обусловливающих отношение людей друг к другу, к обществу,
природе, к самим себе.
Необходимо
различать и выражения «воспитание в духе гуманизма» и «воспитание гуманности»,
так как второе уже первого. «Воспитание в духе гуманизма» предполагает раскрытие
не только методов и средств воспитания гуманистической направленности
личности, но и показ самого процесса гармоничного развития личности, путей становления
ее субъектности. Однако более адекватным является термин «гуманистическое
воспитание», который долгое время в нашей литературе имел негативную оценку, поскольку
связывался с одним из направлений буржуазной педагогики. Гуманистическое
воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный
характер отношений между участниками педагогического процесса. Для обозначения
таких отношений употребляется термин «гуманное воспитание». Последний предполагает
особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое
воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и
саморазвития, каждый из которых вносит свой вклад в гармонизацию личности,
формирует новый менталитет россиянина. Гуманистические перспективы возрождения
делают востребованными не только такие качества личности, как практичность,
динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность,
интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональную компетентность.
Формирование нового менталитета требует личность, глубоко знающую себя,
владеющую собой, самореализующуюся. И поэтому данные личностные параметры
становятся перспективной линией гуманистического воспитания.
Общепринятой
целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается
идущий из глубины веков идеал личности, всесторонне и гармонично развитой. Эта
цель — идеал дает статичную характеристику личности. Динамическая же ее характеристика
связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы
определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для
саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом.
В такой цели
воспитания аккумулируются гуманистические мировоззренческие позиции общества
по отношению к личности и своему будущему. Они позволяют осмыслить человека
как уникальное явление природы, признать приоритет его субъектности, развитие
которой есть цель жизни. Благодаря такой формулировке цели воспитания
появляется возможность переосмыслить влияние человека на свою жизнь, его право
и ответственность за раскрытие своих способностей и творческого потенциала,
понять соотношение между внутренней свободой выбора личности в саморазвитии и
самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. Следовательно, в современной
трактовке цели гуманистического воспитания заложена возможность формирования
планетарного сознания и элементов общечеловеческой культуры.
Цель
гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи:
— философско-мировоззренческая ориентация
личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и
ценности;
— оказание помощи в построении личностных
концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных
задатков и способностей, творческого потенциала, а также — в осознании ответственности
за жизнетворчество;
— приобщение личности к системе культурных
ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и
выработка своего отношения к ним;
— раскрытие общечеловеческих норм
гуманистической морали, их диапазона и конкретного содержания (доброты,
взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др!) и культивирование интеллигентности
как значимого личностного параметра;
— развитие интеллектуально-нравственной
свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам,
саморегуляции поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии;
— возрождение чувства патриотизма в единстве
этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны
и гражданским правам личности, стремления к сохранению и развитию престижа, славы
и богатства отечества;
— изменение отношения к труду как к социально
и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды
страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности
личностного роста;
— развитие установок и представлений о
здоровом образе жизни, формирование понятий о жизненных планах и
пролонгированных устремлениях к реализации личностных и социальных перспектив.
Решение
названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры
личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать
мир, общество, себя.
Изучение
педагогического наследия отечественных деятелей народного просвещения, анализ
российской педагогической периодической литературы позволили выделить три
направления в развитии гуманистического подхода к воспитанию и обучению детей:
абстрактный, практический и универсальный гуманизм. В основу предлагаемой
классификации теоретического наследия педагогов-гуманистов легло соответствие
уровня теоретического обоснования гуманизации образования (в первую очередь —
гуманизации отношений педагогов и учащихся) его технологическому обеспечению,
а также уровень свободы учителя и ученика в образовательном процессе
(несвобода, свобода выбора и свобода творчества).
Абстрактный
гуманизм
признавал права ребенка наравне со взрослыми, провозглашал уважение его
личности, но не обеспечивал декларируемые положения технологически. У представителей
данного направления (Н. А. Добролюбов, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, П. Г.
Редкий и др.) акцент был смещен на теоретические положения, которые не подкреплялись
соответствующей методической инструментовкой. Значение абстрактного гуманизма
как самостоятельного явления в русской педагогике нельзя недооценивать. Именно
абстрактные гуманисты первыми в середине 50-х гг. привлекли внимание общественности
к проблеме взаимоотношений учителей и учащихся, утверждали невозможность
построения этих отношений на авторитарных началах, губительных как для учителя,
так и для учащихся.
Практические
гуманисты
признавали права ребенка, самоценность его личности, считались с
индивидуальными и возрастными особенностями учащихся. Для практического
гуманизма характерна ориентация на совершенствование традиционной системы обучения
и воспитания. При этом изменение отношений между учителем и учеником выступает
как средство для достижения определенных целей. Данное направление не
предполагало создания инновационных систем обучения. Это стало отличительной
чертой универсального гуманизма.
Универсальные
гуманисты (Л.
Н. Толстой, К. Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С. Н. Дурылин, А.У. Зеленко,
С. Т, Шацкий и др.) признавали самоценность Личности каждого ребенка, его
индивидуальную исключительность, имманентно присущее каждому ребенку
творческое начало, что предполагало ориентацию не столько на свободу выбора,
сколько на свободу творчества в образовательном процессе. Они отрицали существование
целей, методов и средств обучения ребенка, не учитывающих его индивидуальных
особенностей, его интересов, устремлений. Роль взрослого человека видели в
содействии ребенку в развитии индивидуальности личности, становлении его
уникальности. Данное направление предполагает максимальное напряжение творческих
сил как педагога, так и ученика, базируется на высоком уровне профессиональной
квалификации педагога.
1.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной
педагогике. – М.,1995.
2.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:
Учебн. для вузов. – СПб., 2000.
3. Краевский
В.В. Общие основы педагогики. – М.: Издат.центр «Академия», 2003.
4. http://sibrc.tsu.ru/modules.php?m=1
Образовательные ресурсы
5. http://www.oim.ru
Международный научный педагогический журнал.
6. http://www.krotov.info/
Библиотека Якова Кротова.
|