Профильное обучение на старшей ступени школы (doc)
Профильное обучение на старшей ступени школы.
(Стрельникова Т. Н., учитель математики)
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной школе. Принята соответствующая концепция, разработан проект базисного учебного плана.
Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения.
Основная идея профилизации заключается в более эффективном индивидуализированном подходе к процессу обучения. Это повлечёт за собой удовлетворение потребностей, запросов основной массы всех старшеклассников.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что обеспечивает гибкую систему профильного обучения. Эта система включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Элективные курсы - это, часы для курсов, которые ребятам интересны, которые они хотят посещать. Так в старших классах, с естественным профилем по математике были организованы курсы «Научно-исследовательская деятельность» и «Математика и её подводные рифы», «Замечательные уравнения и неравенства». Данные курсы своим содержанием привлекают внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения и которым захочется глубже и основательнее познакомиться с ее методами и идеями (самостоятельно или под руководством учителя математики). Предлагаемые курсы освещают намеченные, но совершенно не проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Выбрав его, учащиеся пройдут путь от глубокого, освоенного понимание теории, до умения решать задачи, относящиеся к классу наиболее сложных, коварных, а поэтому самых не приятных.
Исследовательские и проектировочные работы удачно вписываются в общую структуру учебного процесса, позволяя связать отдельные вопросы курса алгебры между собой и с курсами геометрии и физики. Использование исследовательских и проектировочных работ позволяет формировать у каждого школьника свой собственный стиль деятельности. Развивать диалоговую культуру; навыки ведения учащимися различных видов дискуссий, деловых игр; выполнение индивидуальных заданий; вырабатывать умение работать с научно-популярной литературой и другое.
Формы организации занятий: лекция, семинар, дискуссия, диспут, выступления с докладами, с содокладами, коллективные работы «За страницами учебника», отчетные доклады по результатам поисково-исследовательской деятельности.
Цель данных курсов заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности. Предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, формирование мировоззрения учащихся, развитие их логического и творческого мышления, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, подготовку к обучению в вузе.
Таким образом, введение профильного обучения внесло в учебный процесс новые компоненты. В концепции модернизации сказано, что ставится задача создания «... системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учётом реальных потребностей рынка труда».
Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.