Развитие речи при изучении
математики
Природа щедро наделила человека, но два ее
дара трудно переоценить. Именно они помогли ему стать человеком. Мы имеем в виду
две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать
свои мысли, имеющуюся у него информацию другим людям посредством речи.
Способность четко мыслить, полноценно логически
рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимы каждому. В
них нуждается ученый и руководитель предприятия, врач и преподаватель, агроном
и рабочий, политический деятель и крестьянин. Вот те причины, в силу которых
развитие речи является основной задачей начиная с детского сада до
аспирантуры. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит
многое, и прежде всего прогресс общества, научно-техническое развитие,
экономическое и культурное процветание. Общество, которое не заботится о наращивании
своего интеллектуального потенциала, обречено на деградацию, на потерю ранее
завоеванных позиций. Вот почему все члены педагогического коллектива —
математики и физики, биологи и лингвисты, историки и географы — обязаны не
просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а
одновременно настойчиво приучать учащихся к правильной, ясной, убедительной,
четкой и краткой, но одновременно насыщенной смыслом речи.
Математика, в том числе и школьная, имеет
огромные возможности для воспитания привычки к логически совершенной речи.
Чтобы успешно ответить на вопрос преподавателя, провести доказательство
теоремы или самостоятельно решить задачу, нужно не просто заучить материал, а
самостоятельно размышлять. Ученик, не разобравшись в идее доказательства, обязательно
при ответе допустит ту или иную неточность; для правильного ответа он должен
понять систему рассуждений, ту мысль, которая положена в их основу. Опытный
преподаватель без труда определит,
понял учащийся материал или заучил; в математике это
выясняется однозначно. Ученик должен показать в своем ответе умение не столько
запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждений, смысле условий
теоремы, знать значение каждого слова в определении, самостоятельно мыслить.
При этом учитель математики должен обращать внимание на речь ученика, на ее
точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. В
математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки.
Впрочем, к этому следует стремиться и в обычной речи, поскольку лишние слова
затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачиваются внимание, время и
мысль слушателя. Все такие слова и фразы следует безжалостно выкинуть за
ненадобностью. Лишние слова и даже предложения могут быть сказаны для оказания
эмоционального воздействия на собеседника или на группу учеников, для
выяснения связей с практическими задачами или с другими научными дисциплинами.
Но такие слова нельзя считать лишними, они педагогически и логически
оправданны, поскольку ведут к лучшему пониманию дела, к проникновению в суть
предмета, к выяснению связей с другими проблемами.
Мы должны с детства воспитывать культуру
речи у наших молодых граждан, прививать привычку, о которой раньше говорили:
«Мыслям должно быть просторно, а словам тесно». Речь должна быть убедительной,
краткой, ясной и одновременно изящной, возбуждающей мысль и эмоции. Нужно
убедить молодое поколение, что истинные красота и величие слова состоят в
простоте, четкости и доступности.
К сожалению, на практике нередко математики
не обращают должного внимания на то, как отвечает ученик, на небрежность его
речи, а ограничиваются лишь содержанием ответа, его математической
правильностью. Мы считаем это недопустимым. Математик не может проявлять
безразличие не только к содержанию, но и к форме ответа. Ведь то, что может
сделать учитель математики, порой затруднительно для преподавателя литературы
или истории, Действительно, именно на уроках математики школьник должен
привыкать к краткой, предельно четкой и логически отточенной речи. Именно на
уроках математики следует приучать к тому, что даже в обычной речи следует
избегать пустой болтовни, засоренной лишними словами и фразами, которые лишены
смысловой и эмоциональной нагрузки.
Каждому человеку приходится выражать словами
свои мысли, впечатления, желания, предположения, и во всех случаях нужно
добиваться, чтобы требуемое передавалось точно, без искажений и возможности
превратного толкования. А для этого необходимо, чтобы лишние слова и ненужные
детали не затемняли основного содержания, чтобы каждый произносил все то и
только то, что требуется для полноценного понимания дела. Но если это нужно в
повседневной жизни, то тысячекратно необходимо для педагогической работы.
Преподавателю, пожалуй, более чем представителям
большинства профессий следует постоянно обращать внимание на свою речь и непрерывно
ее совершенствовать, добиваясь безукоризненной правильности и прозрачности.
Каждое слово учителя, каждый сделанный им жест должны способствовать восприятию
учащимися предмета изложения, процессу запоминания, содействовать развитию
мышления учащихся. Речь учителя должна быть не только грамматически и
литературно правильной, насыщенной идейным содержанием, но и эмоциональной,
чтобы владеть вниманием учащихся, направлять их сознание к достижению определенной
цели.
Учитель не должен забывать, что четкая
мысль и речь доступнее для восприятия, чем расплывчатая, неправильная,
переусложненная множеством придаточных предложений и отвлекающих украшений.
Она должна быть не слишком медленной, так как при таком изложении теряется
нить изложения, может ослабнуть интерес учащихся к предмету изложения, но не
должна быть и излишне быстрой, поскольку большинству учащихся за ней трудно
уследить, они будут пропускать некоторые части его изложения. В математике же
достаточно потерять в одном месте нить рассуждения, чтобы все дальнейшее стало
неясным. Если же преподаватель рассказывает так, что все понятно и его не
приходится переспрашивать, то экономится время за счет излишних вопросов и
ответов, а также сохраняется цельность представления о
том, что излагает
учитель.
Человеческая речь может быть бесцветной,
навевающей скуку. Для педагога она противопоказана. Но она может быть и
исключительно выразительной, может немногими словами рисовать яркие образы,
давать представление о сложнейших процессах и о ходе мысли, звать на подвиги и
оставаться в памяти людей на долгие годы. Но для этого должны произноситься
нужные слова в соответствующие моменты и с необходимой интонацией. И то, что
сегодня прозвучало как нечто потрясающее слушателей, завтра, в другой обстановке,
при другом составе слушателей, уже не произведет такого впечатления.
Преподаватель и оратор должны быть и
психологами, чтобы уметь улавливать настроение аудитории и, воспользовавшись
этим, увлечь слушателей рассказом и повести за собой, за предметом изложения.
Тот, кому не дороги интересы ученика или слушателей, на это не может быть
способен. Ученика необходимо уважать, и он должен быть убежден в том, что
учитель встречается с ним, чтобы сделать его совладельцем собственных знаний и
умений, показать новые пути в науке, образовании, практической деятельности.
Если учителю удалось найти духовный контакт с учеником, то для обеих сторон
дело будет намного облегчено. И в этом установлении взаимного согласия и
заинтересованности учителю и его слову принадлежит огромная роль.
Обучение может приносить
радость каждому обучающемуся, и этого следует добиваться; при этом возникает
полезный и для ученика и для учителя интеллектуальный контакт, позволяющий
избежать насильственного процесса передачи знаний, когда учащийся сопротивляется,
а учитель пытается заставить его получить очередную порцию новых сведений. Мне
неоднократно доводилось наблюдать на уроках математики отсутствие интереса у
ряда учеников к предмету. Я пытался выяснить причину такого безразличного
отношения к приобретению нового и пришел к выводу, что причин для этого может
быть несколько. На первое место я поставил бы непонимание того, о чем говорит
учитель, возникшее из-за того, что где-то раньше произошел разрыв понимания.
Вторая причина — формальное изложение материала. Учитель не привел достаточных
доводов для введения нового, и учащиеся не видят необходимости получения этого,
как им кажется, ненужного знания. Третья причина — ученик настолько увлечен
чем-то другим, что отрицает необходимость изучения предмета, который его не
интересует и отнимает время, мешает целиком отдаться предмету его увлечения. И,
наконец, есть учащиеся, которые не желают заниматься ничем, что требует малейшего
умственного напряжения. К каждой из перечисленных категорий учащихся нужны различные
меры для восстановления нормального отношения к процессу обучения,
Преподаватель, особенно в начале обучения,
должен так излагать предмет, чтобы заинтересовать учащихся, быть доступным для
понимания. Ни в коем случае не должно быть места скуке, она — нежелательная
гостья в любую пору обучения. |