Формирование ключевых
компетентностей и универсальных учебных действий
Стрельникова Т. Н. – учитель математики.
Выпускнику современной школы, вступающему в
самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро
изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно
способным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным,
ответственным, коммуникативным человеком способным решать проблемы личные и
коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение
находить и отбирать нужную информацию.
Все эти
качества можно успешно формировать, используя компетентностный подход в
обучении любому предмету, в том числе и математике, что является одним из
личностных и социальных смыслов образования. У учащихся формируются ключевые компетенции - универсальная целостная
система знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной
ответственности.
Развитие личности в системе образования
обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
УУД создают возможность самостоятельного
успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию
усвоения, то есть умения учиться.
Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и
структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения.
Чем
же должен руководствоваться учитель?
Прежде
всего, независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен
помнить что:
1.
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете.
2. На
воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный
ученик – завтрашний активный член общества.
3.
Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами
учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
4.
Необходимо чаще использовать вопрос "почему?”, чтобы научить мыслить
причинно.
5.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на
практике.
6.
Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
7.
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные
задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
8.
Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
9.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
10. В
процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого
ученика.
11.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности
развития.
12.
Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему
предмету.
13.
Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их
с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой
первоисточников и справочных материалов.
14.
Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной
необходимостью.
15.
Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если
научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Как я на своих уроках формирую ключевые
компетентности и универсальные учебные действия
Развивая
логическое мышление, большое внимание уделяю решению нестандартных задач. Осуществляю
целенаправленное обучение школьников решению задач, с помощью специально
подобранных упражнений, учу их наблюдать, пользоваться аналогией, индукцией,
сравнениями, и делать соответствующие выводы. Тщательно отбираю интересные
задачи. По заданной схеме или числовому
выражению предлагаю составить задачу с реальными данными. Дети собирают данные,
используя доступные им источники.
Предлагаю
учащимся одну и ту же задачу решить различными способами, это у них вызывает
большой интерес. Например, в 9 классе, решаем такую задачу: «В равнобедренном
треугольнике основание равно 4 см, а боковая сторона равна 5 см. Найти радиусы
вписанной и описанной окружности».
Наибольший
интерес вызывают у учащихся задачи, взятые из окружающей жизни, задачи,
естественным образом связанные со знакомыми учащимся вещами.
Например,
при изучении начального геометрического материала (длина окружности, свойства
прямоугольника, объем прямоугольного параллелепипеда) я предлагаю учащимся
решить следующие задачи:
-Можно
ли из стальной проволоки длиной 3,5 м согнуть обруч, диаметр которого равен 1,
52 м?
-Как
сделать прямоугольный дверной проем без наличия геометрического материала, имея
только нить?
-Аквариум
имеет форму прямоугольного параллелепипеда, измерения которого 7 дм, 4дм и 3, 5
дм. Можно ли налить в этот аквариум 90 л воды?
Раздаю
учащимся развертки многогранников и даю задание – собрать модель многогранника
и исследовать его простейшие свойства.
Результаты исследования оформить в таблицу.
Практикую
домашние контрольные работы, особенно по геометрии в 11-м классе, когда у
учащихся уже накоплен достаточный объем знаний.
Подбирая
материал к урокам, я всегда продумываю моменты, показывающие, почему это очень
важно знать.
Тема
"Масштаб”. Объявляется конкурс на лучшую планировку посадок на клумбе. Задумки
ребят просто поражают. Аналогично рассматриваются и другие темы. Векторы — это
метод познания физических процессов; пропорции и отношения – метод познания
химических процессов; при изучении окружности материал увязывается с космонавтикой
и астрономией.
Ученикам
интересно работать над проектами. Например: проект "Определение высоты здания
школы, дерева, столба”
Дети
рассчитывают и измеряют расстояния между недоступными точками, с помощью
зеркала определяют высоту школы, дерева при изучении темы "Подобие
треугольников (9-й класс), при этом подбирая соответствующий материал, делая
выводы.
Я стараюсь,
что бы обучение детей шло по ступеням, например: Геометрия. Тема "Подобие
фигур”.
1-я
ступень — ученик должен понять, что такое подобие, гомотетия, как связана
гомотетия с равенством и симметрией относительно точки, при k=2, k=1, k=-1...
научиться построению фигур.
2-я
ступень — научиться доказывать подобие треугольников,
3-я
ступень — научиться решать задачи, составляя пропорции.
На своих
уроках использую компьютер и интерактивную доску как источник учебной
информации, как тренажер, как средство диагностики и контроля, как наглядное
пособие качественно нового уровня с возможностями мультимедиа, что позволяет
создать соответствующую эмоционально-информационную атмосферу на уроке.
Учитываю
индивидуальные особенности школьника, дифференциацию познавательных процессов у
каждого из них.
Например,
при изучении в 7 классе темы «Выражения» предлагаю учащимся следующие дифференцированные
задания:
-
составить задачу для самостоятельной работы на
следующем уроке;
-
выполнить упражнение из учебника с графическим
комментированием;
-
написать творческую работу, используя слова по
данной теме.
Задание
на дом тоже выбирается школьниками.
При
изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные
определения математического понятия, например: в математике модуль – это…, в
строительстве модуль – это…, в космонавтике модуль – это…
Важно
будоражить ребят заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения,
обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.
Если
ребята приучены трудиться самостоятельно, систематически анализировать, видеть
ошибки свои и чужие, они активно работают не только на уроках математики, но и
во всех видах своей деятельности, учатся в жизни принимать самостоятельно
решения, контролировать себя и других.
|