Тема. «М.В. Ломоносов — первый российский академик»
Цель урока:
воспитание гражданина Отечества
на основе изучения
жизни, деятельности и
творческого наследия MB. Ломоносова.
Задачи урока
1 Раскрыть масштабность личности MB. Ломоносова как сына Отечества.
2 Представить энциклопедичность таланта М.В
Ломоносова
3. Показать актуальность и
востребованность идей ученого в современном обществе.
План урока-конференции
Вступление.
Михаил
Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель
мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного
языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и
экономики.
Михаил
Ломоносов родился 8(19) ноября в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово) в
семье помора. В 19 лет ушел учиться (с 1731 в Славяно-греко-латинской академии
в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в
Германии). С 1742 адъюнкт, с 1745 академик Петербургской АН.
В
1748 Ломоносов основал при АН первую в России химическую лабораторию. По
инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Открытия
Михаила Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал
атомно-молекулярные представления о строении вещества. В период господства
теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул.
Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Исключил флогистон из
числа химических агентов. Заложил основы физической химии. Исследовал
атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд
оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере.
Михаил
Ломоносов описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных
ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал
важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Будучи
сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы.
Михаил
Ломоносов так же автор трудов по русской истории, критиковал норманнскую
теорию. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 в., один из основоположников
силлабо-тонического стихосложения. Создатель русской оды философского и
высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий,
сатир, фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского
языка. Возродил искусство мозаики и производство смальты, создал с учениками
мозаичные картины. Член Академии художеств (1763). Похоронен в Санкт-Петербурге
в Некрополе 18 в.
Михаил
Ломоносов предложил организацию Московского университета (1754) (Энциклопедия
Кирилл и Мефодий)
Пушкин
сказал о нем замечательно, точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между
Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения.
Он создал первый университет Он, лучше сказать, сам был первым нашим
университетом»
Выступления учащихся:
1.
«Михаил Ломоносов» - жизнь и деятельность великого
учёного
2. «ЛОМОНОСОВ И ФИЗИКА»
3. Михаил Васильевич Ломоносов стихи
Заключение.
В истории отечественной и мировой науки и
культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из
образованнейших русских людей XVIII века Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую
он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и
многогранны Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики,
геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии,
экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для
развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию,
организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в
снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских
плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал
проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор
вместе с И. И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не
только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его
личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой
жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к
своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве». |