Новые технологии в предпрофильной
подготовке.
Стрельникова
Т. Н.
«Думай!
Дерзай! Твори!»
Практически
все, кто работает или работал в школе, знают, что, начиная с 8-го класса, очень
небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех
предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по
математике и литературе и, что самое главное, равные для этого возможности. Но
все равно учительская точка зрения «мой предмет - самый главный и нужный, я
лучше знаю насколько он вам понадобится в жизни», приводит к проблеме
прогрессирующей перегрузки учеников, внутреннему сопротивлению обучающегося. И
как следствие - нежелание учащихся продолжать обучение; стрессы; и т.д.
Одним из выходов - в изменении отношения
к ситуации по созданию системы
обучения детей, учитывающей индивидуальные особенности школьников и отвечающей
потребностям общества в воспитании личности – предпрофильное обучение. Учащимся
предоставляется возможность выбора в соответствии с их способностями и
потребностями, что создает наилучшие условия для развития и максимальной
реализации их склонностей в настоящем и будущем.
Предпрофильное обучение позволяет
учащимся более осознанно ориентироваться в выборе нужных предметов, которые
потребуются в дальнейшем при выборе будущей профессии, найти свое место в
жизни, адаптироваться в обществе как личность.
Предпрофильная подготовка представляет
собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной
поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по
завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится
информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного
выбора профиля обучения в старшей
школе:
А для того, чтобы научить школьника учитель должен владеть педагогическими технологиями.
Удержать внимание детей можно надолго,
используя нетрадиционные уроки. То есть, учитель должен построить свои уроки так,
чтобы каждый ученик с радостью и нетерпением
ждал этих уроков. При этом
учитель тоже должен получать удовольствие от
творческой работы.
На что же должна быть направлена на современном этапе деятельность
учителя по применению новых технологий в организации предпрофильной подготовки?
Деятельность должна быть направлена на:
·
индивидуальную
работу с учеником;
·
внедрение
инновационных технологий:
- «педагогические мастерские» (Обучение основывается на
решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества
вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества
вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска,
исследования, путешествия, открытия);
- «метод проектов» (наиболее
перспективная и эффективная инновационная технология, позволяющая развивать
прививать учащимся вкус к творчеству и исследованиям. Метод проектов
ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную,
групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование, разнообразных методов, средств
обучения, а с другой, необходимость умений применять знания из различных
областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты
выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат,
готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о
методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по
самой своей сути
-
«школа диалога культур» (Автор программы для каждого класса — педагог вместе с
детьми. Игровые сосредоточия: физические игры, словесные игры с элементами
поэтики, художественный образ, элементы ручного труда, ремесла, музыка, театр.
Учитель в процессе диалога ставит учебную проблему, выслушивая все варианты и
доказательства, помогает проявить различные формы логики разных культур,
выявить точку зрения)
-
информационные технологии (Учитель должен в
совершенстве владеть сам современными
информационными технологиями, для того,
чтобы работать с компьютером, Применение
компьютерной техники на уроках
позволяет сделать каждый урок
нетрадиционным, ярким, насыщенным,
приводит к необходимости пересмотреть
различные способы подачи учебного
материала, предусмотреть различные
подходы в обучении предмета).
Таким образом, в рамках предпрофильной
подготовки школьников готовят не только усваивать информацию, но и различным
способам работы с ней. Учат отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их
заменять. Другими словами их учат учиться, отучиваться и переучиваться…
«Неграмотным
человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился учиться, - сказал Аввин Тоффлер.
|