Совершенствование
педагогического мастерства учителя: необходимость или требование?
Стрельникова Т. Н.
"Мастерство - это
то, чего можно добиться, и как может быть известным мастер-токарь, прекрасным
мастер-врач, так должен и может быть известным мастером педагог..., а насколько
он овладеет мастерством - зависит от собственного напора".
А.С.Макаренко
В современном обществе образование стало
одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более
миллиарда учащихся и почти 50 миллионов
педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его
направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития
человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам
образования. Образование рассматривается как ведущий фактор социального и
экономического прогресса. Важнейшей ценностью и основным капиталом современного
общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и
принятию нестандартных решений.
Проблемы профессиональной деятельности
современного учителя и совершенствования педагогического мастерства особенно
актуальны. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и
управляющей. Чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть
компетентным. Для эффективного выполнения педагогических функций современному
педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные
компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения, а также
личностные и психологические качества, необходимые для ее реализации.
Современный педагог не может и не должен
находиться в стороне от технического прогресса, различного рода инноваций: он
должен владеть компьютером, современной
аудио - и видеотехникой, использовать в практической деятельности возможности
сети Интернет, интерактивные средства обучения, знать основные компьютерные
программы. Овладение ИКТ-технологиями в
полной мере – первостепенная задача каждого учителя.
А на вопрос своего выступления
«Совершенствование педагогического мастерства учителя: необходимость или
требование?», я отвечу словами Президента РФ
Д. А. Медведева, в своём Послании Федеральному Собранию Российской
Федерации 5 ноября 2009 года в Москве, в Большом Кремлёвском дворце.
Он сказал, что какие бы идеальные законы и
стратегии ни принимались на основе Конституции, реализация заложенного в них
смысла зависит от конкретных людей. Их интеллектуальная энергия, творческая
сила – это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития.
Нам нужно организовать масштабный и системный
поиск талантов и в России, и за рубежом. Вести, я бы сказал, настоящую «охоту
за головами». Содействовать приходу молодых одарённых людей в фундаментальную и
прикладную науку. Ускорить формирование сильных государственных и частных центров
разработки новых технологий. Реально помочь малому и среднему бизнесу в
создании инновационных предприятий. Подчеркну, что всё это задачи для всех нас,
а не только для каких-то новых государственных корпораций. Это задача всего
общества и в то же время шанс для каждого применить свои способности.
Сегодняшней России и её будущей инновационной
экономике, государственной службе, системе управления и социальных услуг нужна
и новая система формирования кадрового резерва, которая позволит привлечь в
органы государственного, муниципального управления, в бизнес наиболее
талантливых, творчески мыслящих и профессиональных людей.
Решающую роль в формировании нового поколения
профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной
системы. Её прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на
некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать
лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились». И это
становится самой серьёзной угрозой нашей конкурентоспособности.
Сегодня же основной акцент я сделаю на
школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых
длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для
индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.
Первое направление. Уже в школе дети должны
получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать
обновлённое содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно
такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
Второе. Одновременно с реализацией стандарта
общего образования должна быть выстроена разветвлённая система поиска и
поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода
становления личности.
Третье. Ключевая роль в школе принадлежит
учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов
для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их
квалификации. Но что ещё более важно – для пополнения школ новым поколением
учителей. Причём вовсе не обязательно, только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение образовательного
сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы
подчеркнуть: мы сделаем всё, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе.
Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно
относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими
и уверенными в себе людьми.
Таким образом, мы видим, что поддержка
инновационной составляющей в российском образовании официально признана
приоритетом социальной политики государства. Остро встает проблема образования,
а непрерывное обучение и совершенствование становится составной частью жизни
каждого человека. Сегодня обществу нужны современно образованные, нравственные,
предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к
сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и
профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении
соответствующего образования.
Эти требования к педагогическому сообществу с
неизбежностью повлекут за собой реформирование всей образовательной системы, но
в первую очередь они замыкаются на личности педагога, от которого требуется
высокий уровень профессионализма. Ведь конкретного ученика воспитывает
конкретный учитель, а значит, качество знаний каждого ученика будет зависеть от
качества профессионального подготовленности и мастерства каждого учителя.
Учитель остается основным субъектом, призванным решать задачи развития
образования.
Сегодня учитель обращает самое пристальное
внимание на себя. Профессия учителя должна отвечать целому ряду важнейших
требований. Эти требования возрастают в современных, довольно быстро
меняющихся, условиях. В данное время формирование педагогического мастерства
учителя – объективная необходимость, позволяющая вызвать к жизни у учащихся их
огромные интеллектуальные возможности, обеспечить понимание и усвоение
всевозрастающего объёма научной информации. Учитель сам должен быть готов к
изменениям, чтобы воспитать социально – адаптированного гражданина с активной
жизненной позицией.
К.Д. Ушинский говорил о том, что учитель
живёт до тех пор, пока он учиться, как только он перестаёт учиться, в нём
умирает учитель.
|