Воспитательная
система класса: сущность и структура в условиях ФГСО
Стрельникова Т. Н.
9 класс, как классный коллектив сформировали
в сентябре 2010 года из учащихся нашей школы, филиала Бурдинской школы и
нескольких учащихся с Яковлево. Численность учащихся в классе достигла 28
человек. Дети оказались на редкость шумными и подвижными. Порой казалось, что в
общении они не слышат не только себя, но и собеседника.
Если формирование коллектива закладывается в
5-6 кл, в 7-8 классе происходит его развитие и становление, а в 9-10 кл.
формирование и социализация личности через коллектив, то в нашем случае этот
процесс необходимо ускорить. Поэтому 1 моей задачей, как классного руководителя
считаю создание коллектива класса как единого целого.
Слайд 2
А целью воспитательной
системы - создание коллективной воспитательной среды, способствующей
формированию социально-активной, образованной, личности
Слайд 3
Главная воспитательная задача -
воспитание активного, инициативного человека, способного к постоянному
самосовершенствованию.
Главное в организации воспитательной системы
класса – создание условий для развития личности каждого ученика и коллектива в
целом и формирования активной жизненной позиции, признания личности человека
как абсолютной ценности.
Начало классного руководства в 9 классе - сентябрь
2010 учебного года. Срок работы классным руководителем – невелик. И тем не
менее, я попыталась выстроить воспитательную систему работы в данном классе, в
которую входят следующие направления:
Слайд 4
Нравственно-правовое воспитание
Экологическое, художественное, эстетическое воспитание
Комплексная программа «Здоровый ребёнок»
Патриотическое и гражданское воспитание
Профориентация. Трудовое воспитание.
Профилактика детского травматизма
Ценностно-ориентировочная деятельность
Работа с родителями
Слайд 5
В своей
работе я опираюсь на следующие педагогические идеи:
· равенство всех учеников;
· ненасильственное привлечение к процессу
деятельности;
· отсутствие оценки, соревнования,
соперничества, замена этих стимулов самооценкой, самокоррекцией,
самовоспитанием;
· чередование индивидуальной и коллективной
работы;
· ориентация на результаты творческого поиска
и сам процесс творчества;
· выбор материала, вида деятельности, способа
предъявления результатов;
· нравственная ответственность каждого за
свой выбор, процесс и результат деятельности.
Слайд 6
Приоритет
в воспитательной системе отдаю следующим
видам деятельности:
· Коллективная творческая деятельность.
Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело.
Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность
школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или
иной мере чувством коллективного авторства (не нам сделали, устроили, провели,
а мы решили, провели, сделали).
· Самоуправление. Здесь главное – не органы
самоуправления, а деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.
В своей деятельности использую метод чередования организационных поручений.
Сущность метода заключается в создании гибких, мобильных, часто обновляющихся
по составу органов самоуправления с целью обучить всех участников коллективной
деятельности организаторскому мастерству. А это значит, органы самоуправления
будут создаваться для проведения конкретного дела. Как только оно
заканчивается, подводим итог, органы самоуправления считаются распущенными. На
следующее дело вновь создаются органы самоуправления, в них входят другие
участники.
Слайд 7
Исходя
из выше изложенной воспитательной системы, образ ученика складывается из 5
потенциалов личности
1. Нравственный (ценностный) потенциал:
восприятие и понимание ценностей "семья”, "школа”, "учитель”, "Родина”,
"природа”, "дружба со сверстниками”, "уважение к старшим”; потребность
выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки
людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников; соблюдать
порядок и дисциплину в школе, общественных местах, правила уличного движения.
2. Познавательный потенциал:
наблюдательность, активность, прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к
познанию.
3. Коммуникативный потенциал: умение говорить
и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим
людям, животным, природе; сформированность навыков саморегуляции.
4. Художественный потенциал: эстетическая
восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде.
5. Физический потенциал: соблюдение режима
дня и правил личной гигиены, стремление стать (быть) сильным, быстрым, ловким,
закаленным.
Слайд 8
Чтобы
развитие личности было полноценным необходимо проводить индивидуальную работу с
учащимися класса
1. Индивидуальная работа по коррекции
поведения.
2. Оказание помощи в выполнении своих
обязанностей.
3. Индивидуальные собеседования по итогам
успеваемости.
4. Индивидуальные задания по оформлению
класса к праздникам и подготовке мероприятий.
Слайд 9
Воспитывая
личность, необходимо выполнять правила жизни классного коллектива.
·
Старайся
жить так, чтобы людям, которые тебя окружают, было хорошо рядом с тобой.
·
Каждый
имеет право на собственное мнение.
·
Каждый
должен чувствовать себя комфортно в коллективе, никто не имеет права унижать
других.
Слайд
10
·
Сумей
найти добрые, приятные слова, чтобы утешить и помочь тому, у кого неприятности.
·
Если
у тебя плохое настроение, старайся не показывать этого другим.
·
Врать
стыдно.
·
Обещать
и не сделать – это несерьёзно.
Слайд 11
Нельзя воспитательную систему класса считать
полноценной без участия родителей. Использую следующие формы работы с родителями:
· Информирование родителей о ходе и
результатах воспитания, обучения учащихся на родительских собраниях, через
записи в дневниках и записки извещения.
· Информирование родителей о содержании
учебно-воспитательного процесса в классе: знакомлю с целью, задачами и
программой моей деятельности, обсуждаем возможные пути реализации; на
родительских собраниях информирую родителей об уровне сплочённости и
организованности класса, его успехах и неудачах; приглашаю родительские
собрания учителей, работающих в данном классе.
· Психолого-педагогическое просвещение
родителей.
· Взаимодействие с родительским комитетом.
Слайд 12
Созданная воспитательная система помогает мне
более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу,
сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем,
согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей
при планировании и организации жизнедеятельности в классе. Всё это способствует
повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более
существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся,
формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Моделирование
воспитательной системы - это сложный и длительный процесс, так как происходящие
изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения
корректив в первоначально созданную модель. В моей воспитательной системе
реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей,
содействует формированию благоприятного морально – психологического климата в
детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог-ученик»,
«Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению
положительных результатов в учебно-воспитательном процессе.
Надеюсь, что к
окончанию школы в жизнь выйдет патриот своей Родины, образованный человек, свободная,
культурная, гуманная, способная к саморазвитию личность. |