МАСТЕР-КЛАСС «Приёмы и способы организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе целеполагания»
Т. Н. Стрельникова,
МБОУ СОШ с. Вторые Тербуны, учитель математики
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Ведущее место в структуре современного урока занимает этап целеполагания. Целеполагание у детей не может возникать просто так, необходимо чтобы возникла внутренняя мотивация на активную, деятельностную позицию, возникли побуждения: узнать, найти, доказать. Для того чтобы ученик сам поставил перед собой какую-то цель, на уроке должна возникнуть ситуация, где бы «старые» знания и способы не сработали, которая подтолкнула бы его к такой деятельности. Роль учителя направить деятельность ребёнка в нужное русло по исследованию, творческому изучению материала, составление проекта выхода из затруднения, выстраивание учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.
Ещё К.Д. Ушинский говорил: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
Тема моего мастер-класса «Приёмы и способы организации продуктивной деятельности обучающихся на этапе целеполагания».
Сегодня я познакомлю вас как на уроках геометрии, применяя приёмы практической деятельности, организовать этап целеполагания.
Пример 1.
Тема: Площадь прямоугольника и квадрата.
Конверт с геометрическими фигурами (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, шестиугольник).
Как можно назвать предметы, находившиеся в конверте? (Геометрические фигуры)
–Какая фигура лишняя? (круг) – отправляют обратно в пакет, а на слайде перемещают в корзину.
Почему? (Остальные многоугольники)
Здесь можно переключиться и развивать тему «Выпуклые и невыпуклые многоугольники». Можно продолжить дальше.
–А теперь какую фигуру можно назвать лишней? Почему? (Треугольник, шестиугольник) – отправляют обратно в пакет, а на слайде перемещают в корзину.
- Докажите? (Оставшиеся четырёхугольники)
- Как можно назвать оставшиеся фигуры? (Прямоугольники)
- Чем они отличаются? В чём они похожи? (Называют свойства прямоугольника, свойства квадрата)
Оставшиеся фигуры (квадрат и прямоугольник) приготовили для вас задание. Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока (Площадь)
Цели и задачи вы можете сформулировать, пользуясь подсказкой. (Предлагаются детям карточки, на которых написаны примеры целей и задач для урока)
Дети отмечают их на карточке и на слайде. (В конце урока, во время рефлексии, к ним надо вернуться)
1. Научиться находить площадь прямоугольника и квадрата.
2. Формировать представление о площади.
3.Познакомиться с формулами нахождения площади прямоугольника и квадрата.
4. Научиться применять формулы прямоугольника и квадрата при решении задач.
5. Знать единицы измерения площадей.
6. Рассуждать и делать выводы.
7. Слушать собеседника и вести диалог.
8. Работать в паре и группе.
9. Излагать и аргументировать свою точку зрения.
10. Оценивать себя и товарищей.
Назовите номера выбранных целей.
Предложить учащимся сформулировать свою цель.
Пример 2.
Тема: Многогранники
(Группам предлагаются непрозрачные мешки, в которых находятся различные многогранники).
Задание группам.
- Обследуйте модель геометрической фигуры в мешке (фигура не видна) и постараться запомнить все ощущения.
- Что вы почувствовали?
Выслушиваются мнения участников. Учащиеся должны прийти к выводу, что в мешке модель многогранника.
- Предлагаю, поработав в группах изготовить модель невидимой фигуры, используя то, что у вас находится в коробках (счетные палочки, пластилин …) (Пирамида, параллелепипед, призма).
- Сверьте свою каркасную модель с моделью из мешка.
- Что надо изменить или дополнить? (Грани)
Выслушиваются мнения участников.
Предлагается сформулировать тему и цель урока.
- Поработайте в группах, поставьте цели и составьте план нашего занятия.
Учитель опрашивает группы по очереди.
Дети формулируют цели урока, план записывают маркером на листах бумаги и вывешивают на доску. В течение урока класс работает по этому плану, при этом учитель отмечает изученные пункты плана.
Пример 3.
Тема: Медиана треугольника.
Применение математического планшета «Геометрик» при изучении темы «Медиана треугольника»
Дети работают в группах
- В одной из фигур поселился знак вопроса, обсудите эту ситуацию в группах.
Поставьте тему и цели урока.
Практическая деятельность на уроках наглядной геометрии является доминирующёй. Учащиеся измеряют, рисуют, чертят, изготавливают правильные многогранники, аппликации, складывают и придумывают фигуры.
Мастер-класс хочу закончить словами Л.Н. Толстого «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью» |