Приёмы и способы учебно–исследовательской и
проектировочной деятельности учащихся в условиях профильного обучения в старшей
школе.
(Стрельникова
Т. Н.)
Опыт
работы в школе показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания
могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько
логическое мышление пространственное воображение, математическое мышление и
интуицию. Ученики должны представлять себе, почему, например, они доказывают
некоторую теорему или решают данную задачу, или чем хорошо предложенное
индивидуальное задание и т.д. Ученикам должно нравиться построение уроков, их
основные этапы, техника проведения каждого из них.
В 2001
году наша школа приняла участие в республиканском эксперименте по модернизации
содержания и структуры общего образования. Появились классы с различной
профильной направленностью: общеобразовательный и естественный.
Если в общеобразовательном
классе накоплен достаточный опыт в преподавании предмета, то в классе с
естественным профилем передо мной по-новому встал вопрос о целях, содержании,
формах и методах обучения математике. Учащиеся, данного
класса отличаются от остальных детей абстрактно-логическим мышлением,
устойчивым вниманием; красоту математики они
видят в необычных,
неожиданных решениях задач,
предпочтение отдают нестандартным задачам, исследовательским проблемам; действуют
чаще совершенно индивидуально.
Исходя
из выше сказанного, возникла проблема разработки
таких средств обучения и методики их использования, которые содействуют
формированию и развитию исследовательских и проектировочных умений и навыков у
учащихся. Обучение должно проходить не только через усвоение учебника
или объяснение учителя, а и при помощи работы ученика над искусно подобранными
заданиями. Это можно реализовать с помощью исследовательского метода обучения. Не
закладывать в урок искусственно продумываемую учителем проблемную ситуацию, а
начинать с уже готовой проблемы и часто не одной. Очень важно, что учащиеся
сталкиваются с проблемой, выход из которой зачастую не ясен никому, его надо
искать сообща всем и необязательно найти к концу урока.
Поэтому
на каждом уроке наряду с планированием учебного материала мною продумываются
вопросы о том, каким образом будет включен в работу каждый ученик и какие навыки
самостоятельной работы он при этом получит, как привить учащимся умения, позволяющие им активно включиться в творческую,
исследовательскую и проектировочную деятельность.
Исследовательские и проектировочные работы удачно
вписываются в общую структуру учебного процесса, позволяя связать отдельные
вопросы курса алгебры между собой и с курсами геометрии и физики. Часть проектировочных
работ может быть реализована не только на уроке, но и на спецкурсе, групповом
занятии, факультативе или элективном курсе.
Рассмотрим на примере темы «Комбинация геометрических тел» последовательность работы над проектом.
На первом,
подготовительном, этапе, необходимо определить
область исследования, сформировать рабочую группу. Далее в этой области
следует выбрать узко определенную проблему, наметить линию (ход) исследования
и рабочую формулировку темы. На данном этапе учащиеся обсуждают предмет проекта
и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.
Тема
«Комбинации геометрических тел»
Цель:
рассмотреть основные закономерности, встречающиеся при решении задач на
комбинацию вписанных и описанных объёмных геометрических тел.
1
группа. Комбинация призмы, пирамиды, конуса и шара.
2
группа. Комбинация пирамиды, конуса и шара.
3
группа. Комбинация конуса и шара.
4
группа. Комбинация шара, пирамиды и конуса.
Затем каждая группа приступает к сбору
разнообразной информации по проблеме исследования. Одновременно со сбором
информации создаётся база данных, в которую включаются отрывки текстов по
проблеме исследования.
На втором этапе ученики под руководством учителя определяют структуру
исследовательской работы.
·
Обозначает
актуальность проблемы.
·
Формулирует цель.
·
Выбирают объект и предмет исследования.
·
Выбирает методы и
методики, необходимые для его проведения.
Все
это отражается в тексте введения исследовательской работы.
На этом этапе ученики
подбирают ряд задач, характерных для их проблемы, на примере которых проводят
исследования по данной теме.
Примеры задач.
1
группа.
Задача
1. В правильную четырехугольную пирамиду вписан куб так, что четыре его вершины
принадлежат боковым ребрам пирамиды, а четыре другие принадлежат ее основанию.
Найти ребро куба, если сторона Юснования пирамиды равна, а ее боковое ребро равно
3.
2
группа.
В
шар радиусом R вписана треугольная призма, все рёбра которой равны между
собой. Найти объём призмы.
3
группа.
Сторона основания правильной треугольной пирамиды равна а, а боковое ребро равно в. Найти радиус описанного около
пирамиды шара.
4
группа.По
стороне основания а и боковому ребру в правильной треугольной пирамиды найти
радиус вписанного в неё шара.
На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме
исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит
основную часть исследования.
Разберём
на примере 1 группы.
Рассмотрим
основные моменты, встречающиеся при решении задач этой
Так
как боковое ребро куба NN1 и высота
пирамиды
SO перпендикулярны общей плоскости их оснований М1N1P1Q1 и
АВСD, то они параллельны, а значит, лежат в одной плоскости, в которой
находятся и боковые ребра пирамиды SВ и SD, и диагонали
оснований куба QN и Q1N1, и диагональ основания пирамиды ВD. QN׀׀BD, как прямые пересечения параллельных
плоскостей, содержащих основания куба, плоскостью SBD,
являющейся диагональным сечением данной пирамиды. O1O=N1N как
отрезки параллельных прямых, заключенные между параллельными плоскостями.
Далее
можно обратить внимание на три пары подобных треугольников и вытекающие из их
подобия пропорции:
Для
дальнейшего решения во всех случаях ребро куба принимается за х. В первом случае надо учесть, что
, во втором случае —
, а в
третьем, что менее
удобно, необходимо для
и
поступить как в
первом и во втором случаях.
Так
как верхнее основание куба параллельно нижнему, т.е. основанию пирамиды, то оно
является сечением пирамиды, параллельным основанию. Значит, данная пирамида и
пирамида SMNPQ подобны. Из их
подобия следует пропорция
Можно
воспользоваться пропорциональностью соответствующих отрезков подобных фигур и
получить пропорцию
, из которой найти ребро куба несколько проще, чем во всех
четырех предыдущих случаях.
2, 3 и 4 группы так же
проводят исследования и описывают его этапы.
На следующем этапе ученики подводит итоги: формулирует результаты
исследования и делают выводы.
1
группа.
Общим
при решении задач выделенной группы является то, что в каждой из них в
результате проведения секущей плоскости в сечении получается одна и та же
фигура, содержащая подобные треугольнШки. И решение задачи сводится к
составлению необходимой пропорции. В случае призмы, вписанной в конус, секущую
плоскость надо провести через высоту конуса и боковое ребро призмы. Для
цилиндра, вписанного в пирамиду, у которой боковые грани образуют равные
двугранные углы с плоскостью основания, секущую плоскость проводят через ось
цилиндра, содержащую высоту пирамиды, и через точку касания окружности основания
с боковой гранью пирамиды.
На заключительном этапе
учащиеся проводят защиту проекта. Подготовка доклада: обоснование процесса
проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчёта:
устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт.
Использование исследовательских и
проектировочных работ позволяет формировать у каждого школьника свой
собственный стиль деятельности. Развивать диалоговую культуру; навыки ведения учащимися
различных видов дискуссий, деловых игр; выполнение индивидуальных заданий; вырабатывать
умение работать с научно-популярной литературой и другое.
Ученики
этого класса в 2003 году приняли участие ещё в одном эксперименте по проведению
ЕГЭ (единого государственного экзамена) по математике. Из 11 учащихся, в классе
с естественной профильной направленностью, получили оценку: «5» - 4 ученика (36,4%),
«4» - 5 (45,5%), «3» - 2 (18,1%). Итого: количество учащихся справившихся с
работой – 100%, качество знаний 81,8%. |